Для того чтобы топливо в цилиндрах автомобиля сгорало максимально эффективно и выброс вредных газов был минимальным, то оно должно сгорать в определенном соотношении с воздухом. Такое соотношение должно быть идеальным, и называется оно стехиометрической смесью. Значение этой смеси представляет собой отношение воздуха к топливу с пропорцией 14,8 к 1. Такое значение стехиометрической смеси не является постоянным, потому что оно зависит от температуры воздуха, от давления, под которым двигатель забирает в себя воздух или от давления нагнетания турбины. ЭБУ осуществляет постоянный поиск этого идеального соотношения под различные режимы работы двигателя.
Когда конструкторы начали размышлять, по каким критериям они могут дать формулу идеального сгорания топлива, они пришли к выводу, что можно следить за количеством кислорода. Для этого придумали встроить в выхлопную систему датчик автомобильный, следящий за содержанием кислорода в выхлопном газе (лямбда-зонд). Он дает данные о содержании кислорода системе управления двигателем. Она может принять следующие решения: либо увеличить количество топливной смеси либо уменьшить. Система подбирает данные и опрашивает этот датчик несколько раз в секунду.
Название лямбда-зонда произошло от самого значения лямбда — это коэффициент, который показывает бедная смесь или богатая.
Датчик кислорода напрямую влияет на расход топлива, потому что, если он врет, то получается, что система управления ошибается и неправильно формирует смесь. Если она формирует слишком богатую смесь, то бензин просто переливается и выходит в выхлопную трубу, а если она не доливает смесь, то горение неэффективно и двигатель плохо тянет.
Существуют различные способы обмануть лямбда-зонд с целью затухания индикатора Check engine, и многие люди их пропагандируют. Может, эти способы и помогают потушить этот индикатор, но с расходом топлива тогда будет твориться полный бардак. Лямбда зонд — это первое, на что нужно обратить внимание при большом расходе топлива.
Со временем по поводу вредных выбросов стали еще больше беспокоиться и придумали катализатор, задача которого дожигать несгоревшее топливо. Катализаторы ставят в современных автомобилях, и после них ставится еще один лямбда-зонд. На дорогих автомобилях ставиться даже четыре лямбда-зонда, потому что там распределенная система выхлопа. Этот датчик является контрольным и следит за правильно работой катализатора. Он не оказывает никакого влияния на формирование смеси и работу двигателя.
Лямбда-зонды очень чувствительны к плохому топливу и они очень плохо реагируют на силиконовые герметики. Этот датчик может выдерживать температуры до семисот градусов.
Диагностируется он как сканером, так и тестером. Для замены нужен квалифицированный специалист на СТО, потому что в этом процессе имеется много нюансов. Рекомендуется ставить только фирменные и качественные лямбда-зонды и на этом деле не экономить, потому что можно оказаться, наоборот, в минусе из-за большого расхода топлива.