
Забытый остров
Экранизировать авантюрный роман и собрать на просмотры фильма всех зрителей страны – мечта любого режиссёра. Но сценарист В. Леонидов и режиссёр В. Вайншток прочли знаменитый роман Стивенсона по-своему: не только тайна, но и таинство любви, борьба, но не лишь наживы ради, а во имя освобождения ирландского народа. К дракам, погоням, интригам и тайнам добавлена музыка Н. Богословского, пиратские куплеты и маршевые песни на слова Лебедева-Кумача.
Динамо-гравюра
Не простая задача стояла перед оператором фильма Михаилом Кирилловым при создании чёрно-белого фильма: передать экзотику острова, колорит костюмов, багровость пропитых ромом пиратских физиономий. Однако в каждом кадре задействованы убедительные фактуры обстановки таверны, палубы, каменистого острова. Каждый кадр насыщен складками плащей и блеском оружия, переливами стекла и ажурным растрёпом париков. Графика, достойная просмотра покадрово, будто слайдовый фильм.
Не дружба – любовь
Главный персонаж романа в прочтении Леонидова – не мальчик, как в романе, а девушка Дженни (К. Пугачёва), влюблённая в доктора Ливси и переодетая в костюм юнги. Именно любовь влечёт юное сердце на край света. Мальчик Джим Хокинс у Стивенсона – совладелец трактира, роющийся в сундуке у скончавшегося посетителя и вдруг наткнувшийся на карту острова. На карте обозначены сокровища легендарного пирата Флинта. Романтика похода предопределена жаждой наживы. Мотив похода за океан у героини фильма иной: за любимым и для спасения родины.
Созвездие
Чтобы поднять планку актёрской игры в начале фильма, на роль Билли Бонса – пирата владеющего картой и с попугаем на плече, приглашают знаменитого Николая Черкасова. Без оптических эффектов звезда советского экрана показывает мастер-класс владения мимикой. Раненного, выздоровевшего и влюблённого доктора Ливси играет М. Царёв – актёр, ставший с 1950 года директором Малого театра. Одноногий боцман Сильвер (Осип Абдулов) убедительно ведёт тройную игру, но всё равно попадает за борт шхуны «Эспаньола». Сюжет усилен персонажем ростовщика Треллони (М. Климов). Ростовщик – не просто сквайр-попутчик, как в романе, а спонсор путешествия, готовый предать в любой момент. В решающий момент предательство Треллони используется для окончательной победы над пиратской шайкой.
Нескучный жанр
Авантюрно, музыкально, патриотично и смешно – все компоненты бестселлера присутствуют. Комичность достигает кульминационной точки в сцене найма команды на «Эспаньолу». Тщеславного Треллони «покупают» тем, что назначают адмиралом шхуны. Юнга-девушка Дженни показывает отвагу, выпив пинту рома до дна. Пираты подмигивают друг другу. Они уверены в том, что успех компании предрешён. Босховские портреты поразительно точно передают психологию собравшейся публики. Но во всём фильме нет жестоких и минорных сцен. Снятая на киностудии «Союздетфильм» лента получилась развлекательной, поучительной – и в первую очередь для детей.