Он никого не оставляет равнодушным. Ему аплодируют посетители международных авиасалонов. Многотысячная очередь за тем, чтобы войти в это чудо ХХ века и посмотреть, как оно устроено изнутри, — это обычное дело. Он популярен. Несмотря на значительные размеры, он грациозный! Он — это Ан-225 «Мрия»!
Рекордный экземпляр.
Этот аэрогигант уже на этапе разработки стал рекордсменом: все основные данные технического задания превосходили вероятные и невероятные горизонты. Судите сами. На практике для создания летательного аппарата нужны пять-шесть лет разработок и испытаний до введения в серийное производство, плюс несколько экземпляров планеров для отработки основных компонентов и систем. А ему хватило 3,5 года с момента определения задачи до первого полета и всего-навсего одного экземпляра, достроенного до конца! Ангар для сборочного цеха возводился параллельно. Ведь вместить машину величиной с футбольное поле и высотой как шестиэтажный дом не могло ни одно строение!
Антоновский гигант.
В середине 80-х годов прошлого столетия остро возникла необходимость в самолете-транспортировщике для новой космической программы «Энергия-Буран». Части ракетоносителя и сам корабль многоразового использования надо было чем-то перевозить к месту старта (с подмосковного Тушина на Байконур в степях Казахстана). Наибольший опыт в строительстве сверхгабаритных грузовых самолетов имели конструкторы Киевского ОКБ им. А. Антонова, которые создали на то время Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан», под руководством П. Балабуева. Итак, выбор был очевиден. Наверное, многие кто помнит картинку, где на массивных плечах 6-моторного гиганта приютился «маленький» 60-тонный космический кораблик. В таком виде (с «Бураном» на себе) «Мрия» покорила участников авиасалона в Париже в 1989 году и исполнила несколько показательных полетов на Байконуре. После распада СССР самолет разобрали на запчасти — остался ржаветь на задворках только планер.
Через семь лет силами антоновцев и при непосредственном участии конструктора «Мотор Сичи» в самолет вдохнули новую жизнь. Сегодня Ан-225 в составе коммерческого предприятия «Авиалинии Антонова» осуществляет перевозки грузов во всем мире. Одним из показательных была транспортировка из Франкфурта (Германия) в Ереван генератора для армянской ГЭС. Вес «детальки» — 187,6 тонны!
Уникальная реальность.
В декабря 2013 года самолет «Мрия» отметил свой 25-летний юбилей, но, несмотря на солидный возраст, он остается уникальным и до сих пор.
— Единственный летает на шести двигателях и единственный имеет 32 колеса диаметром более 1 метра на 16 стойках шасси.
— Его салон способен вместить 50 легковых автомобилей, а ширина внутреннего отсека даст им возможность свободно там разворачиваться в один (!) прием.
— Самый длинный и широкий из самолетов, которые ныне летают. Уникальные крепления снаружи фюзеляжа и раздвоенное хвостовое оперение позволяют на «спине» перевозить грузы длиной до 70 метров.
— Система «приседания» передних стоек шасси дает возможность минимизировать перепады во время заезда транспорта, загружать внутрь очень хрупкие изделия и детали, а также в полном объеме использовать пространство грузового отсека.
Неопределенные перспективы.
Второй летный экземпляр этого гигамонстра так и не был достроен. Фюзеляж и одно крыло четверть века покрываются пылью на территории завода-авиастроителя. И для того, чтобы мегаптица взлетела ввысь, нужно еще около $ 100 млн. «Мрия-2» должна превзойти старшего брата по летным характеристикам, поскольку использование новейших материалов, новых, более мощных и эконоитчных двигателей производства «Мотор Сичи» предоставит новые возможности грузоподъемности и беспосадочной дальности перелета.
Сегодня появление второго супертяжа очень актуально. На востоке в его создании заинтересована, прежде всего, Япония. В частности, для перевозки крупногабаритной карьерной техники Komatsu. На западе это в интересах стран Североатлантического альянса: для перемещения военной техники, фюзеляжей самолетов, локомотивов, турбин для электростанций и других крупногабаритных грузов.
Также были предложения превратить грузовой самолет на летающий комфортабельный отель. Казино, бассейн, ресторан — это лишь основные предложения по компоновки. Грузовой внутренний отсек дает возможность разместить три полноценные площадки для игры в бадминтон, который так любят в азиатских странах. И это отнюдь не полный список. Заявок от потенциальных заказчиков немало, однако их интерес касается готового экземпляра. Но достроить на 70% собранный мегасамолет нет возможности по банальной причине: отсутствия средств. Пока ни спонсоры, ни государство не готовы делать вложения в перспективный проект. Хотя даже в далеком будущем в мире не предвидится появление конкурентов «Мрии»!